Готов ли ребенок к школе?
Нейропсихологическая подготовка к школе
«Ваши дети научатся
писать быстрее,
если разрешить им писать
на незастывшем цементе».
NN
Родители хотят, чтобы их ребенок был самый умный, самый замечательный, самый красивый, и вообще – «самый-самый», поэтому с самого раннего детства отдают его в «Школу дошкольника», разные развивающие центры, да и сами, не теряя времени, интенсивно учат свое чадо читать, писать и считать. И не все понимают, что не в этом счастье, а иногда – в этом даже несчастье!!!
Существуют определенные периоды в развитии ребенка, характеризующиеся важнейшими психологическими особенностями и нейрофизиологическими показателями, на которые родители должны обращать внимание в первую очередь и именно на их основе строить развивающее обучение.
Первоначально для ребенка необходимо:
– развитие крупной моторики (движений тела): умение ползать, ходить, прыгать, бегать, лазить, кататься на велосипеде, играть с мячом!!!
– развитие зрительного и слухового восприятия: понимание смысла разных предметов и действий с ними, сюжетных картинок; отстукивание ритма по образцу, под музыку; восприятие звучания разных предметов и музыкальных инструментов;
– развитие мелкой моторики: копирование фигур, работа с пластилином, красками, ножницами, бусинами и т.д. + развитие на этой основе навыков самообслуживания (пуговицы, молнии, кнопки, липучки,шнуровки);
– развитие эмоционально-волевой сферы личности: умение оценивать разные поступки, объяснять их причины, по-разному общаться с детьми и взрослыми;
– развитие речи: понимание инструкций, несложных рассказов и сказок; умение отвечать на вопросы и задавать их; умение читать стихи, описывать свои чувства, употреблять в речи абстрактные понятия;
– развитие памяти, мышления, воображения: умение классифицировать предметы на группы, обобщать и сравнивать предметы, отгадывать загадки; понимать противоположные понятия, строить определенную последовательность событий или картинок, придумывать что-то новое; расширение общего кругозора.
Описанные знания, умения и навыки успешно развиваются только в игровой деятельности!!! Это очень важно!!! Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, именно она способствует правильной готовности ребенка к школе! Поэтому, дорогие родители, не спешите сажать своих детей за парту, а лучше играйте вместе с ними, и именно в игровой форме прививайте все то, что хотите и можете дать своему ребенку. И будьте уверены, что, пройдя вышеуказанные этапы в общении и в игре, Ваш ребенок обязательно будет успешным в школьной жизни!!!
На занятиях в центре мы также не усаживаем ребенка за парту, не учим писать, считать и читать, мы просто активизируем мозговые процессы и заставляем мозг ребенка развиваться в нужном направлении!!!
Как узнать самостоятельно, готов ли ребенок к школе?
Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы (по Дж. Чейни).
Оценка развития познания
Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта
Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
Был ли малыш в библиотеке?
Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
Четко ли ребенок выговаривает слова?
Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общаться
Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития
Хорошо ли ребенок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
Зрительное различение
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?
Зрительная память
Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
Понимает ли он, что читают слева направо?
Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.
Уровень слуховых способностей
Может ли ребенок рифмовать слова?
Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
Задает ли вопросы о словах, об их значении?